Вернуться к обычному виду

Губернаторский проект «Одно село – один продукт»

В выставке «Одно село – один продукт. Марка – 2013», которая проходит в Кызыле, принимают участие более 150 сельских товаропроизводителей, представлено более двухсот видов продукции, товаров и услуг. И это не только традиционные продукты питания, но и изделия из кожи, меха, одежда, обувь, мебель, сувениры, корма для животных. Мероприятие, являющееся итогом реализации губернаторского проекта, инициированного Главой Тувы Шолбаном Кара-оолом, – настоящий экзамен на профессиональную состоятельность для глав муниципалитетов. Напомним, руководителем региона была поставлена задача в течение 2013 года создать в каждом из 124 сельских поселений новое производство. Причем, должен быть выбран тот вид продукции, который сможет стать брендом, привлечь потребителей в республике и за ее пределами и, кроме того, стать толчком для развития новых производств. Напомним, промежуточный смотр достижений состоялся в конце мая, в рамках выставки «Одно село – один продукт. Старт –2013». Тогда, по большей части, были представлены проекты, которые находились на стадии разработки или начала реализации. Несмотря на это, посетители раскупили все представленные образцы, торговый оборот составил 1, 4 млн. рублей. Прошло еще полгода. Накануне выставки «Одно село – один продукт. Марка – 2013» Министерство экономики республики сообщило: в настоящее время реализуется 175 поселенческих проектов, из них 137 (78%) реализованы в 99 сельских поселениях, на стадии реализации – 38 (22 %). Только за 10 месяцев 2013 года в сельской местности создано 482 рабочих места. Участники проекта получили государственнуюТувинским брендам - БЫТЬ!.jpg поддержку в сумме более чем 80 миллионов рублей. Только по линии программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РТ» на эти цели было направлено 26, 7 млн. рублей. Кроме того, сельским предпринимателям передано более 20 земельных участков, десятки строений.

Что получили в итоге? Судя по выставке, абсолютное большинство заявленных в ходе майской ярмарки проектов работают. Важная деталь: люди почувствовали вкус дела, желание и возможность не просто зарабатывать себе на жизнь, но и увеличивать производство, расширять ассортимент товаров, улучшать их качество, а еще – тянуть  
за собой своих земляков. Молодой Кур-Дагба Ланаа из села Ак-Эрик Тес-Хемского района, искусный мастер по производству конской упряжи, получив поддержку по линии службы занятости, сам для себя создал рабочее место, купил необходимый инструмент. Дело пошло быстрее. Жена Салбакай не только воспитывает двоих сыновей, но и помогает мужу, расшивает потники под седла, а еще шьет национальные наряды. Теперь хозяин расширяет производство, готов принять на работу сразу четверых человек, говорит, что уже нашел подходящих ребят из безработных. Служба занятости обещала помочь – выделить в начале следующего года средства на создание дополнительных рабочих мест. Тем более, что дело стоящее – заказов на снаряжение, да еще такого качества и красоты, DSC_9301.jpgмного поступает. Айсула Натпит-оол из Самагалтая, центра Тес-Хема, получив от администрации района заброшенное здание, превратила его в кондитерский цех. Торты и пирожные раскупаются сразу. Тоже постепенно расширяет ассортимент, чтобы радовать односельчан.

В далеком Кара-Холе Бай-Тайгинского района Дмитрий Хертек с сыном Буяном открыл столярный цех, наладили производство входных и межкомнатных дверей, мебели для юрт и кухонь. Качество такое, что первые посетители, еще до официального открытия выставки, просили все привезенные образцы продать – комплекты для кухни, аптара (сундуки) для юрт, двери и даже маленькие табуретки. Выполняли нынче спецзаказ для школы в Тээли – нестандартные двери делали, справились. Представители администрации села рассказали, что предприниматели также занимаются благотворительностью – ни копейки неDSC_9057.jpg берут за производство ритуальных принадлежностей для малоимущих земляков. Создали дополнительно три рабочих места. В планах на 2014 год – начать производство деревянных евроокон, к этому тщательно готовятся, изучают опыт коллег, например, мастерской «Ампир» из Кызыла. Теперь расширяться надо – пилорама собственная необходима, тяжелый трактор, чтобы самим из леса сырье вывозить.

Судя по представленным на выставке товарам можно уверенно сказать: тувинским брендам – быть. К молоку и молочной продукции утверждение относится в полной мере. В этой сфере реализуется сразу 27 проектов. ООО «Туранское», успевшее завоевать покупателя своим молоком в бутылках с портретом забавного теленка, качественным кефиром и сметаной, начало выпуск йодированного молока. В городских магазинах уже конкурирует с ним молоко КФХ Оюн их Чеди-Хольского района. На предприятии с начала года выпустили 214 тонн продукции – более чем на 7 млн. 700 тыс. рублей. Кстати, КФХ получило в виде господдержки по линии программы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие АПК» 3 млн. 400 тыс. рублей. DSC_9283.jpgСтановится узнаваемым молоко под брендом «Мажалык», выпуск которого организовал Алексей Сат из Кызыл-Мажалыка Барун-Хемчикского района. Семья Ак-оол из Берт-Дага Тес-Хемского района тоже открыла цех по приемке и переработке молока. Говорят, что продукция стабильно раскупается. Нужно оборудование по упаковке, ею приходится пока заниматься вручную. Молоко и молочную продукцию, в том числе национальные деликатесы, привезли из Кызылского, Дзун-Хемчикского, Тес-Хемского, Сут-Хольского, Овюрского и других районов. Причем, уже в соответствующей упаковке с рекламными буклетами. Все производители говорят об одном – важно продолжать эту работу, чтобы на прилавках было как можно больше своего молока.

Немаловажен и еще один аспект в «молочном» деле. Его восстановление идет практически с нуля. Совсем недавно, в 2007 году,  ситуация была такова, что в Кызыле забыли вкус местного молока. Его полностью заменяло привозное – из Хакасии, Красноярского края и даже Новосибирской области. Кызылский молокозавод задыхался без сырья, в селах животноводы, наоборот, не знали, что делать с молоком – не было приемных пунктов. В последние годы решаются одновременно две задачи – восстанавливается и увеличивается молочное стадо, в том числе с помощью поддержки семейных молочных ферм, и создаются условия для сбора и переработки молока. Понятно, что работы еще предстоит много, но тот факт, что в столице и почти во всех районах республики уже продается молочная продукция собственного производства, ассортимент и количество которой увеличивается, говорит о том, что подход выбран грамотный.

Мамый-оол Будегечи из села Чаа-Суур Овюрского районаDSC_8978.jpg вместе с напарником представили на выставку мебель собственного производства – из тувинской березы. Это и набор для детей, и шикарный обеденный стол с резными узорами на ножках. Оказалось, стол вместе с четырьмя стульями, тоже узорчатыми, стоит всего 10 тысяч рублей. Май-оол Онерович говорит, что заказы поступают постоянно. МУП «Чалааты» из Ак-Чыраа, как планировал и обещал главе республики на майской выставке, реализовал свою идею – была создана и успешно работает бригада кормозаготовителей. Доказательство доставили на выставку – сено в рулонах.

Бай-Тайгинцы привезли полный «брендовый набор» – это и национальные наряды, и кумыс, и знаменитые изделия из кожи, из агальматолита, и сувениры из искусственного камня, кстати, имеющие очень привлекательный вид и при этом – совсем недорогие. Белек Кужугет, выпускник Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, став индивидуальным предпринимателем, изготавливает изделия из дерева, натурального и искусственного камня. Он уже выпускает сувениры к Олимпиаде и к 100-летию единения Тувы и России.

DSC_8981.jpgХулер Монгуш из Шагонара Улуг-Хемского района открыл пошивочную мастерскую, шьют не только национальные наряды, что еще недавно было характерно для районов, но и деловую одежду. А теперь еще в ассортименте – школьная форма. Начали с того, что с супругой пошили школьные наряды для своих детей. А уже потом поставили дело на поток, закупив качественные смесовые ткани в Новосибирске и Омске. Так Улуг-Хемский район с помощью предпринимателя оказался готовым к учебному году – в мастерской пошили 450 комплектов школьной формы. Красивой и удобной. По желанию родителей и педагогов для девочек из младших классов изготовили платьица и фартучки – похожие на те, что носили их мамы, но из хороших смесовых тканей. Занимаются в мастерской и ремонтом одежды, в том числе – меховых шуб. Развернуться удалось с помощью гранта главы республики начинающим предпринимателям, который получили на конкурсной основе

СПОК «Ногаан» из Улуг-Хема, участвующий в реализации губернаторского проекта, представил копченую рыбу, замороженные ягоды. В этом году коллектив, проведя техническое перевооружение, расширил рынок сбыта, произвел 45, 5 тонны продукции. Конкуренцию ему готовятся составить предприниматели Тоджи, рыбные деликатесы привезли сразу трое. Тоджинцы уже не просто ловят рыбу, а перерабатывают ее, «одевают» в вакуумную упаковку, придают товарный вид.

Мясные полуфабрикаты – еще одна группа товаров, которые претендуют на попадание в категорию брендов. Привезли их практически из всех районов. Особенно отличился молодой предприниматель Аяс Тюлюш из Уюка Пий-Хемского района, в ассортименте его предприятия – полтора десятка наименований.

В республике имеющей огромные запасы строительного леса одна из актуальных задач – расширение производства качественных строительных материалов. Среди участников проекта, выбравших это направление деятельности –10 предпринимателей. На выставке представлено более десятка видов продукции – от пиломатериала до готовых срубов.

Выясняя все тонкости реализации губернаторского проекта «Одно село – один продукт», 6 декабря специальная комиссия правительства по заданию главы республики проработала на выставке целый день. Оценивали представленную продукцию, заслушивали глав администраций, беседовали с участниками проекта. Специалистам предстоит провести детальный анализ, а сегодня, 7 декабря, оценку всему, чего смогли достичь в каждом муниципальном образовании, дадут жители Кызыла – потребители продукции и услуг.

Выставка четко обозначила два основных итога проекта «Одно село – один продукт». Первый состоит в том, что с его помощью Главе региона удалось-таки заставить глав администраций муниципальных образований по-настоящему заняться развитием малого бизнеса на местах, искать инициативных и мастеровых людей, вникать в их проблемы и помогать развивать производство. Второй – проект стал эффективной формой развития села, он, несомненно, должен продолжаться. Чтобы бренды каждого села стали брендами республики в самом полном смысле этого слова.