Вернуться к обычному виду

Государственные программы

Письмо руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации от 9 августа 2012 г. № НФ-15-27/6939 «Об обеспечении реализации
мероприятий по государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств»

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 12.03.2011 № ВП-П11-1436 Минсельхозу России совместно с субъектами Российской Федерации поручено оказать государственную поддержку крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ) при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем возмещения затрат на проведение кадастровых работ.

С учетом особой значимости с 2012 года государственная поддержка фермеров при оформлении в собственность используемых ими земельных участков в качестве отдельного мероприятия включена в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года.

В 2011 году на указанные цели в федеральном бюджете было предусмотрено 120 млн.руб., в 2012 году – 1415 млн.руб. При формировании федерального бюджета в 2011-2012 годах и определении потребности в средствах федерального бюджета до 2015 года включительно учитывалась заявленная субъектами Российской Федерации потребность в оформлении в собственность земель сельскохозяйственного назначения, используемых на различных правах фермерами (8,5 млн.га в целом по России).

Вместе с тем, как показывает практика реализации вышеуказанного поручения Правительства Российской Федерации в 2011-2012 годах, предусмотренные на поддержку фермеров средства федерального бюджета осваиваются не в полном объеме.

В 2011 году на указанные цели из федерального бюджета в 16 субъектов Российской Федерации было направлено 52,4 млн.руб., в 2012 году к освоению планируется направить в 62 субъекта Российской Федерации 262,9 млн.рублей.

Неудовлетворительные результаты по данному виду государственной поддержки связаны, в первую очередь, с низким уровнем подготовки субъектов Российской Федерации к осуществлению государственной поддержки фермеров.

Такие регионы Российской Федерации, как Ставропольский, Краснодарский края и Еврейская автономная область, изначально определив потребность в оформлении в собственность земель КФХ на территории субъекта, не принимают участие в осуществлении государственной поддержки фермеров.

Астраханская область в установленные сроки не представила в адрес Минсельхоза России выписку из закона субъекта Российской Федерации о бюджете, в связи с чем, не была включена в распределение средств федерального бюджета на 2012 год.

В республиках Башкортостан и Саха (Якутия), Алтайском крае, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Курганской, Липецкой, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской и Челябинской областях, располагающих значительными площадями земель сельскохозяйственного назначения, используемыми КФХ, процент земель, на которые зарегистрировано право собственности фермеров в установленном порядке, не превышает 3-5 процентов.

В региональных бюджетах Брянской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Новгородской, Смоленской, Томской и Ярославской областей, республик Алтай и Хакасия на указанные цели предусмотрен недостаточный объем финансирования для компенсации соответствующих затрат фермеров с учетом утвержденных в субъектах Российской Федерации расценок на проведение кадастровых работ.

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Учитывая особую значимость передачи земель сельскохозяйственного назначения в собственность фермеров, считаю недопустимым на столь низком уровне выполнение указанного поручения В.В.Путина.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагаю провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) в срок до 20 августа 2012 года представить в адрес Минсельхоза России сведения об источниках опубликования информации о государственной поддержке фермеров;

4) в срок до 17 сентября 2012 года представить в адрес Минсельхоза России следующую уточненную информацию:

количество КФХ, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ (с указанием вида права);

количество КФХ, имеющих неоформленные земли;

площадь земельных участков, которые необходимо оформить в собственность КФХ (сведения предоставляются на основании заявок фермеров);

5) провести согласно утвержденному графику тематические семинары-совещания с участием представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных отделений АККОР и глав КФХ.

Н.В. Федоров